Это сообщество посвящено древним славянам, их культуре, обычаям, религии, мифологии. В сообщество может вступить любой желающий, нужно лишь соблюдать несколько простых правил:

читать дальше

Надеюсь, что сообщникам здесь будет интересно ;) Витка Рысь

Праздники славян
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:34 

Русская Шамбала

Сказки Княжны
В «Книге Коляды» повествуется о том, как Месяц, истомившись одиночеством, решил похитить у бога Хорса его жену — прекрасную Зарю-Заряницу. Самому ему это было не силам, и потому решил Месяц обратиться за помощью к волшебнику Китоврасу, обитавшему в Кавказских горах. Просто просить о помощи нельзя — откажет. Значит, надо его заставить, но как? Месяц обратился к жене Китовраса, русалке, и спросил, как одолеть ее хитромудрого мужа.
Она и рассказала, что кентавр большой любитель вина, а когда напьется, то с ним может справиться даже ребенок. Месяц наполнил все колодцы вином. Китоврас захмелел, месяц связал его и согласился отпустить, лишь когда тот дал клятву, что похитит Зарю.
Китоврас построил летучий корабль и отправился на нем в сияющий дворец Зари. Потом уговорил ее покататься на нем и, как только доверчивая богиня взошла на корабль, что есть духу полетел к Месяцу. Преступление открылось тут же. Хорс немедленно ринулся в погоню за украденной женой. А вслед за ним — все Сварожичи. Зарю вернули, а Месяца примерно наказали: Семаргл разрубил его пополам. И как только тот, залечив рану, опять разрастается, Семаргл вновь бьет его мечом.
Как ни оправдывался Китоврас, что Месяц силой заставил его пойти на это коварство, досталось на орехи и ему. Во искупление содеянного должен был кентавр построить у священной горы Эльбрус беспримерный храм в честь Всевышнего. Впрочем «построить» — неверное слово, храм нужно было вытесать из цельного камня Алатыря, без применения железа (железом нельзя было прикасаться к искрящемуся белому камню). Даже волшебнику Китоврасу такое было не по силам. Так он и сказал Хорсу. Пришлось обращаться за помощью к могучей птице Гамаюн, чьи когти были острее любой стали. Общими усилиями они и создали каменное чудо. В «Книге Коляды» даны его точные размеры: в длину — 60, в ширину — 20, в высоту — 30 локтей.
Если учесть, что локоть — это мера длины, равная 38—46 сантиметрам, то параметры получились немалыми: почти 30х10х15 метров. Но задача была не в том, чтобы поразить размерами здания. Храм был построен высоко в горах, практически в поднебесье. Стоял он на восьмидесяти столбах, вокруг него был разбит Ирийский, то есть, райский, сад, окруженный оградой из чистого серебра. Внутри стены храма были украшены золотом и самоцветами. Створки 12 дверей и 12 окон были сплошь покрыты узорами из сердоликов, топазов, изумрудов, халцедонов, сапфиров и других драгоценных камней. Когда лучи света падали на эту бесценную мозаику, то казалось, что ее сюжеты оживают: вспархивают с ветвей и отправляются в полет птицы, звери идут в высоких травах между деревьями, чьи листья трепещут на ветру. Возле храма и чудесного сада на Эльбрусе был построен арийский город, вход в который открыт всем желающим. Описание его дано в знаменитой иранской поэме «Шах-Наме»:
Ты скажешь: не город — языческий храм:
Цветами, парчой все украшено там...
Раскинулся город как рай перед ним,
Пленяя невиданным блеском своим...
Сокровища всюду: там — клад золотой,
Здесь лалы и жемчуг слепят красотой...
В алмазных уборах, нарядны, стройны,
Красуются девы свежее весны.

Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, запомнился многим народам. Во-первых, как мы уже сказали, все пересказывали предание на свой лад: то это Асгард, то город, возведенный Белыми духами, то Первый храм, то Стоунхендж. Во-вторых, он запомнился как небесный град, обитель богов и праведников. Иными словами, рай на земле. В-третьих, русские храмы, как каменные, так и деревянные, строились в подражание эльбрусскому храму: стены украшались резьбой с изображением птиц и зверей; алтарь получил имя от священного камня Алатыря; церковный светильник назывался по имени древнего бога — «Хорос» и даже амвон, откуда проповедовал священник, происходит от древнего слова «мовь» — «говорить».
Упоминание о Китоврасе позволяет довольно точно определить время постройки храма — это эра Стрельца, то есть 20— 19 тысячелетие до н. э. В последующие времена храм многократно разрушался — от природных катаклизмов, воинских набегов и сопутствующих им разграблений. Его восстанавливали и... уничтожали вновь. Согласно зороастрийским преданиям, он существовал еще во 2 тысячелетии до н. э. и был захвачен легендарным царем Рустамом. Есть косвенные сведения и у античных авторов. Последнее упоминание о храме Солнца относится к IV веку до н. э. Затем волны гунских и готских переселений стерли последние следы небесного града. Но еще в X веке н. э. историк и путешественник Абу-л-Хасан ибн ал-Хусейн ал-Масуди писал:
«В славянских краях были почитаемые здания. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире (то есть речь идет об Эльбрусе — высочайшей горе Кавказа). Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках.., которые указывают будущие события, о раздающихся звуках в его куполе и о том, что постигается при слушании этих звуков».
http://www.godsbay.ru/slavs/kitovras.html

22:52 

Так выглядит Китоврас

Всё любимое просто
в представлении художника Андрея Мазина. Обычный кентавр, в общем-то =:)

23:21 

Песня

Всё любимое просто
Это ссылка с официального сайта моей любимой арт-фолк-рок-группы "Рада и Терновник". Эта песня исполняется вместе с фольклорным ансамблем "Ясный день".
http://rada.rinet.ru/mp3/ZGEN/2004_PORA.mp3
А вот текст народной песни, которую они исполняют на фоне:

У колодезя вода девка молода
Девка парня любила
На ночь пустила
Рано сбудила - вставай молодец
Молодец молодой
Все твои товарищи в поход пошли
Лишь одна их суденка оставалася
Тебя молодца дожидалася

00:18 

Руны древних славян

Всё любимое просто
Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к "pyнице", некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.
Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные "особыми", негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.
Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне "Сyд Любyши", сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются "дески пpавдодатне" - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.
Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э.. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности. Пpимеpом "чеpняховского" славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.
В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз - pомб, поставленный на веpшинy.
Дpyгyю - более позднюю - гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.
Еще одним - поистине yникальным - памятником "балтийской" славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.
Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.
Hеобходимо отметить, что pyническyю кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиpе, чем элементаpные навыки письменности - это целый кyльтypный пласт, охватывающий и мифологию, и pелигию, и опpеделенные аспекты магического искyсства. Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствyют, напpимеp, находки в этpyсских погpебениях табличек с пеpечислением алфавитных знаков. Это - пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы.
Таким обpазом, говоpя о дpевнеславянской pyнической письменности, нельзя не затpонyть вопpос о сyществовании дpевнеславянской pyнической кyльтypы в целом. Владели этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанилась она, сyдя по всемy, и в эпохy "двоевеpия" (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и язычества - 10-16 века).
Пpекpасный томy пpимеp - шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа - Ингyз. Дpyгой пpимеp - одно из замечательных вятических височных колец 12-го века. Hа его лопастях выгpавиpованы знаки - это еще одна pyна. Тpетьи от кpаев лопасти несyт изобpажение pyны Альгиз, а центpальная лопасть - сдвоенное изобpажение той же pyны. Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка; без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около 10 века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Рyна Альгиз - это pyна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чyжого колдовства и злой воли окpyжающих. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест, имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна.
Вместе с тем следyет отметить, подобные магические символы могyт появляться y pазных наpодов и независимо дpyг от дpyга. Пpимеpом томy может послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конца I-го тысячелетия н.э. из Аpмиевского могильника. Одним из так называемых неалфавитных pyнических знаков является свастика, как четыpех-, так и тpехветвевая. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в опpеделенных слyчаях, плодоpодия, - знак слишком "мощный" и слишком значительный для шиpокого использования. Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов и скифов.
Чpезвычайный интеpес пpедставляет единственное в своем pоде височное кольцо, опять же вятическое. Hа его лопастях выгpавиpовано сpазy несколько pазличных знаков - это целая коллекция символов дpевней славянской магии. Центpальная лопасть несет несколько видоизмененнyю pyнy Ингyз, пеpвые лепестки от центpа - изобpажение, ясное еще не вполне. Hа втоpые от центpа лепестки нанесен двенадцатиконечный кpест, являющийся, скоpее всего, модификацией кpеста из четыpех pyн Альгиз. И, наконец, кpайние лепестки несyт изобpажение свастики. Что ж, мастер, pаботавший над этим кольцом, создал могyчий талисман.
http://www.godsbay.ru/slavs/index.html
Но с идентификацией рун возникли проблемы. На гиф-картиночке показаны три составляющие одной руны. Сайт http://ornament.narod.ru утверждает, что руна-стрелочка вверх называется Teiwaz и является руной действия, руна-рогатка - Algiz, руна защиты, а руна с "ножкой" - Uruz, руна силы. (Все вместе, по мнению автора сайта, они составляют заклинание "Устранение препятствий и победа").
Если верить http://www.godsbay.ru/slavs/, то первая руна - Треба (Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.) Вторая - Мир
(Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов). В толковании первых двух рун сайты сошлись. Но третья, по мнению www.godsbay.ru, - Уд(Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.) Если же говорить о Руне Силы, то это такой зигзаг, похожий на букву И.
Ну и как тогда расшифровать руну, состоящую из трёх?!




03:19 

Песни про Дуню. Просьба добавлять.

Сказки Княжны
Все три песни взяты на сайте http://a-pesni.narod.ru
1.ВО КУЗНИЦЕ

Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

«Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, Дуня во лесок, во лесок,
Пойдем, Дуня во лесок, во лесок.

Сорвем, сорвем Дуне,
Сорвем, сорвем Дуне,
Сорвем Дуне лопушок, лопушок,
Сорвем Дуне лопушок, лопушок.

Под са… под саменький,
Под са… под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра… по праздничкам,
По пра… по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

В коро… в коробочку,
В коро… в коробочку,
В коробочку покладай, покладай,
В коробочку покладай, покладай».

В коро… в коробочке,
В коро… в коробочке.
В коробочке появился таракан,
В коробочке появился таракан.

Проел, проел Дуне,
Проел, проел Дуне,
Проел Дуне сарафан, сарафан,
Проел Дуне сарафан, сарафан.

Над са… над самою,
Над са… над самою,
Над самою над бедой, над бедой,
Над самою над бедой, над бедой.

18:23 

Календарное. (и предполагается изо дня в день)

Medley
cair vith, lastal hain canel?
Гурьев день сегодня,
нечисть вся от холодов прячется, а
"..Зима с коня слезает, встаёт на ноги, куёт седые морозы, сыплет из правого рукава снег, из левого - иней",
сначала она на Матрениной белой ехала, после на Ерастовой пегой,
а теперь вывел Гурьян гнедую лошадь - опять пересаживается Зима..
На Гурьяна родившийся заботливым хозяином прослывёт, лошадей любить будет, без дела сидеть не станет.
А ещё раньше был этот день Днём Карачуна - бог Карачун неравдивым хозяивам падеж на скотину напускал..

23:19 

Вышеупомянутый Карачун

Всё любимое просто
Крът, Кродо, Крот - сын Сытиврата, бог жертвенных мест, отец Сварога согласно "Mater Verborum", также отождествлялся с Сатурном. Вероятно, "крады" и есть то, за чем следит сей древний бог. Остатки культа Кродо были застигнуты в Гарце. Истукан Кродов стоял на высокой, лесом поросшей горе. Это был старик с обнаженной головой, голыми ногами он стоял на рыбе, опоясан был шерстяною белой повязкою, держал в одной руке колесо, а в другой сосуд с цветами и плодами (dey grote Duvel tour Harzborg). Связан с культом предков и сжигания трупов, чествовался вендами на Радуницу - 9 марта и на 1 мая. Известна поговорка у хорватов "не все пойдем в Кротово царство, иные к черту". Напрашивается аналогия с островами Блаженных, где властвует Крон и пребывают тени лучших из героев и титанов. Корочун, Карачун - сезонный бог из свиты Мороза (в Новгородской летописи "стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна", Керечун или Крочун вечер - сочельник или Рождественские святки. Окочуриться, накатить карачун — т.е. остыть, как труп. Возможно, как-то связан с древним культом Крота.
www.pagan.ru

02:05 

Звери, птицы и змеи

Всё любимое просто
http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?p=5481
На этом ресурсе наткнулась на интересную тему. Оказывается, в русских сказках животные-помощники были трёх видов: звери, птицы и змеи. И каждый вид всегда оказывает помощь каким-то определённым способом.
Змеи не оказывают конкретную помощь по ситуации, но одаривают волшебной силой, делятся информацией, предсказывают.
Птицы следуют своеобразному критерию справедливости: одно доброе дело в обмен на одно доброе дело, так же со злыми делами. В качестве примера можно вспомнить след. эпизод: "охотник три раза наводил на орла ружье, но в итоге пощадил его. Выходил, выкормил... Орел же в момент расчета три раза сбрасывает человека и ловит не дав умереть. "За зло сочлися, давай теперь за добро сочтемся..."
Классический помощник из звериного царства - Серый Волк, служивший Ивану-Царевичу.

02:24 

Моя любимая птица

Сказки Княжны
Картина В.Королькова

02:51 

О Смоленске

Сказки Княжны
Наверное, лучшие слова о родном городе основательниц этого сообщества, сказанные не-смолянкой. Статья взята из газеты "Саратовские вести" http://www.sarvesti.ru.

Под крылом птицы Гамаюн

Почему великой предсказательнице Кассандре люди никогда не верили, хотя сбывались все ее пророчества, а Нострадамуса, катрены которого не могут толком расшифровать до сих пор, носят на руках уже пятое столетие? Почему молодой, мало чем примечательный город Иваново входит в Золотое Кольцо, а потрясающий Смоленск с тысячелетней историей ассоциируется у рядового обывателя скорее с обычным провинциальным городом?
Вопросы риторические, и лучше ими не задаваться, а поехать в Смоленск, восстановив для себя историческую справедливость хотя бы отчасти...
Смоленск входит в число самых древних и красивых городов России (впервые упоминается в 863 году в Устюжной летописи) и по количеству памятников домонгольского зодчества находится на третьем месте после Киева и Великого Новгорода. Свято-Успенский собор города считается одним из самых красивых православных храмов Европы, а Смоленский кремль занимает первое место в России по военной значимости и фортификационным показателям, оставив далеко позади своего московского собрата.
Смоленск невероятно красив и необычен благодаря своему почти горному ландшафту. После Великой Отечественной от города не осталось почти ничего. Но Смоленск, как и, например, Варшава, восстал из пепла почти во всем былом великолепии. Прошлые века оживают здесь целыми улицами, подмигивают необычайно человечными памятниками, широко улыбаются лентой крепостной стены, величественно кивают древнейшими соборами. А глубокие овраги, которыми город причудливо изрезан, кажутся веселыми морщинками на лице доброго старца...
Когда-то здесь проходила западная граница Русского государства, которая, естественно, требовала защиты. Почти одновременно с возведением Белгородской засечной черты (сеть крепостей на юге страны) начинается грандиозное строительство смоленской крепостной стены. До наших дней добрались только ее 18 башен, которые смотрятся потрясающе.
К сожалению, деревянных церквей в Смоленске не осталось, зато здесь есть три бесценных храма домонгольского периода, причем все — действующие. Самая красивая и внушительная из них — церковь Михаила Архангела (Свирская). Храм Петра и Павла (1146 год) из красного кирпича расположен так близко от вокзала, что тягучие, как мед, речи батюшки иногда заглушаются беспристрастным голосом перронного диктора, в результате чего получается примерно следующее: «Господь на-аш... прибывает на вторую платформу... Господи поми-илуй... уважаемые пассажиры...». Третья церковь — Иоанно-Богословская (1173 год) — находится на левом берегу Днепра, у «нового» моста. Но храм столько раз перестраивали, что от первоначального вида мало что осталось.
Успенский кафедральный собор, заложенный в 1101 году Владимиром Мономахом, стоит на огромной Соборной горе, виден всему городу почти отовсюду и внушает трепет даже гностикам и атеистам. В этом храме находилась Смоленская чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Пропутешествовав в течение двух тысяч лет по Палестине и Византии, около 300 лет она находилась в Смоленске. А в 1941 году она пропала... и дальнейшая судьба ее неизвестна. Теперь вместо нее копия середины XVI века со знаменитой Чудотворной иконы Одигитрии Смоленской, которую привез сюда Борис Годунов.
На гербе Смоленска, утверждённом в 1780 году, изображена черная пушка на золотом лафете, а на пушке райская птица. Жители Смоленска нежно называют ее Гамаюн - это одна из трех вещих птиц, которая подает надежду (Силин - радуется, а Алканост - печалится). Надежда, пожалуй, самое главное, что хранило Смоленск многие века беспрерывных войн. И, возможно, благодаря птице Гамаюн город не сломался, не исчез с карты мира, а ведет очень сносное существование и одаривает туристов неожиданными подарками-достопримечательностями.
Роль Арбата в Смоленске играет вымощенная камнем улица Ленина. Здесь множество кафе и ресторанов, несколько интересных музеев, а также просто чарующая атмосфера старинного города. Встречаются и другие достопримечательности: скажем, бывшая лютеранская кирха с двумя домами по бокам от нее. Нельзя пройти и мимо исторического музея, занимающего здание, где когда-то торговала своими знаменитыми швейными машинками фирма «Зингер». Исторические музеи всегда интересны заезжему туристу, но если традиционно они выставляют эпохальные атрибуты своего времени, то этот завораживает бытовыми деталями далекого прошлого, которые кажутся гораздо любопытнее и удивительнее (например, специально оставленная археологами нетронутой кубышка с бумажными банкнотами из старинного клада...).
Площадь Ленина, окруженная шикарными зданиями почтамта, Дворянского собрания и Драматического театра, выводит к прелестному парку Блонье. Можно не искать французских корней в этом слове - оно исконно русское и означает околицу, окраину города. Хроники упоминают его еще в 1780 году, хотя официально он был заложен на 50 лет позже. Украшение Блонье — бесспорно, памятник гениальному композитору Михаилу Глинке. Средства на строительство собирали по всей России. Памятник в 1885 году сделал скульптор А. Бок, которого эта работа прославила. Не меньше эмоций вызывает совершенно оригинальная ажурная решетка, составленная из нот оперы Глинки «Иван Сусанин».
Кстати, о памятниках. Мы еще не привыкли к «бытовым» скульптурам фонарщиков или знаменитых сказочников, бродящих по тротуарам и сидящим на обычных скамейках в парке, - такие «памятники» зародились в Европе и только теперь медленно проникают в нашу городскую культуру. Однако в Смоленске на площади Смирнова есть место, которое вызывает изумление и улыбку у тех, кто видит его впервые. Это памятник (также установленный на всенародно собранные деньги) весёлому и неунывающему солдату Василию Теркину (держись, Швейк!), где он вот уже 10 лет ведет неторопливый разговор со своим создателем, смолянином Александром Твардовским.
Но вернемся к Блонье. Справа от него на старинных земляных укреплениях расположился городской парк с завораживающим ландшафтом - валы, пруд, мостики, многочисленные монументы, посвящённые войне 1812 года... И всё это «оторочено» крепостной стеной.
По Смоленску можно бродить долго, и всегда есть шанс свернуть в уютный переулок, который выведет к неожиданному месту. Это может быть слегка поникший планетарий в церковном здании, затерянный в старых жилых кварталах, или неописуемо восхитительный, но изрядно ветхий особняк, где расположился музей великого скульптора С. Коненкова (1874-1971) - тоже, кстати, местного уроженца. Вообще, Смоленщина сильно обогатила культуру и науку России. Вот только некоторые славные имена, вышедшие отсюда: писатель-дипломат Грибоедов, космонавт Гагарин, путешественник Пржевальский, адмирал Нахимов (о Глинке и Твардовском я уже упоминала)... Отрадно заметить, что Смоленский музей-заповедник, основанный еще в 1888 году, помимо заботы о культурно-исторических архивах общего характера делает всё возможное для сохранения памяти о вышеперечисленных людях. В области работают мемориальные дома-музеи и усадьбы, где они родились и жили.

Александра Кульчицкая


03:09 

Песня питерской группы "Ливень"

Сказки Княжны
http://www.realmusic.ru/play/file/h...oron_140611.mp3

Текст:
читать дальше
По музыке - добрый русский рок-н-ролл, а так - почти фолковая группа =:)

15:51 

сегодня:)

Medley
cair vith, lastal hain canel?
"Сивер ставит ледяные столбы на Руси",
официальное Предзимье:)
в этот день зиму закатывали,
по снегу кувырком кататься нужно было,
и чем дальше колесом прокатишься, тем крепче, ядрёней да здоровей зима будет.
а покатишься с остановками - так и будут то морозы, то оттепели,
а вообще каков день-такова и зима.

01:26 

Гнёздовские курганы

Всё любимое просто
[B]Эта запись будет дорабатываться[/B]
Один из самых интересных археологических заповедников в нашей стране находится в пятнадцати километрах от Смоленска на берегу Днепра около деревни Гнёздово.
Этот комплекс включает в себя городище 10-11 веков с прилегающими поселениями и, что самое интересное, около четырёх с половиной тысяч курганов со скандинавскими, славянскими и балтскими погребениями, что делает Гнёздово уникальным местом. Парадоксально, но факт - такого количества скандинавских курганов нет больше ни в одном месте в мире: ни в Швеции, ни в Норвегии, ни в Дании, ни во Франции, ни на Британских островах. Поселение это хоть и не было крупным (постоянное население даже в период наибольшего расцвета вряд ли насчитывало более восьмисот человек), но было исключительно богатым торговым и ремесленным центром на пути «из варяг в греки», что нашло отражение в тех погребениях и кладах, которые были найдены здесь археологами.
Обнаружено оно было совершенно случайно. В 1867 году в этом месте прокладывали железную дорогу Москва-Варшава. По какой-то удивительной иронии судьбы одна колея прошла прямо по центру Гнёздовского городища, и рабочие обнаружили россыпь серебряных ювелирных изделий и монет, которые впоследствии получили название Большого Гнёздовского клада. Сейчас этот клад выставляется в Эрмитаже, но представляет не единовременную находку, а серию вещей, найденную в нескольких местах недалеко друг от друга в течение строительства железной дороги. Объединены они были уже в канцелярии Смоленского губернатора и отправлены в Санкт-Петербургскую археологическую комиссию. После этой находки обратили внимание и на курганы, и в 1874 году начались систематические раскопки. Раскопали около пятнадцати курганов, которые оживили профессиональный интерес к памятнику, и раскопки расширились. С 1880 года учёный секретарь Исторического музея Владимир Ильич Сизов раскопал около четырёхсот курганов, итогом чего стала вышедшая в 1902 году первая научная монография о Гнёздове. В ней впервые был отмечен неоднородный в этническом плане состав населения города, и его очень высокоразвитое ремесло. Ремесленники Гнёздова действительно изготавливали и высококачественные ювелирные изделия, и оружие и многое другое. Кроме того, уже тогда стало ясно, что значительную часть
населения Гнёздова составляли скандинавы, как дружинники, так и торговцы.
К началу первой мировой войны были раскопаны так называемые «большие курганы», которых не более десятка, и в которых находились погребения очень знатных воинов. Некоторые из них были похоронены в ладье.
В 1949 году Даниилом Антоновичем Авдусиным, тогда аспирантом МГУ, а впоследствии одним из известнейших советских археологов, была организована Смоленская археологическая экспедиция, которая до настоящего времени раскопала более семисот курганов и значительную часть поселения. Всего в разное время археологами было раскопано 1190 курганов, то есть значительно менее половины.
Однако найти при этом совсем не тронутый курган в Гнёздово очень сложно. Как и везде, их раскапывали любители лёгкой наживы, начиная с периода средневековья. Да и сейчас проблема «чёрных археологов» существует. Курганы пытаются раскапывать, используя как примитивные лопаты, так и самые современные металлоискатели. Делается это, как правило, до начала официального археологического сезона, то есть весной. Археологическая экспедиция начинает свою работу только в июне.
То, что «пираты» так активны, легко объяснимо. В Гнёздово действительно можно найти очень богатые клады. Последний крупный клад экспедиция нашла в 1993 году. В нём было более сотни серебряных монет и украшений. Монеты - арабские дирхемы, которые чеканились во многих городах Халифата (в Самарканде, Ташкенте, Багдаде), и были в то время уникальной международной валютой для всей Европы. Украшения очень разные. Это и пуговицы с декором в технике скани, и височные кольца (в основном моравского типа), и скандинавские амулеты в виде молота бога Тора, валькирий, дракона Фафнира, месяца (так называемые «лунницы»), или просто медальоны, украшенные процарапанной руной. Есть уникальные вещи. Например один из первых скандинавских христианских крестов, который в другом ракурсе напоминает молот Тора. То есть варяг, только что принявший христианство, с помощью этого талисмана не только искал покровительства у Иисуса, но и не хотел ссориться со своими традиционными богами.
Почему же это поселение было столь богатым? Гипотез немало. Наиболее вероятно то, что Гнёздово служило местом остановки для дружины, собиравшей полюдье с князем. (Полюдье – система сбора налога с населения Киевской Руси, при которой князь во главе с дружиной зимой объезжает княжество, а в специальные заставы для сбора налога к нему стекается население для уплаты податей. Газета.) Здесь происходил обмен товаров, здесь дружинники могли тратить свои деньги на предметы роскоши или оружие. Это позволяло аккумулировать богатства и купцам, и воинам.
Кроме того, Гнёздово занимало очень выгодное стратегическое положение на пути из «варяг в греки». Путь этот начинался в Финском заливе, потом через Неву шёл в Ладожское озеро. Дальше по Волхову вверх в озеро Ильмень, потом вверх по Ловати, из неё в Западную Двину, по которой надо было проплыть небольшой отрезок. Затем по левым притокам Западной Двины надо было подняться чуть вверх, и перейти в правые притоки Днепра. Гнёздово стоит уже на Днепре. Самая трудная часть пути оставалась позади. Впереди путешественников ждал спуск по течению Днепра, что не очень трудно, и лишь два волока: у современной Орши, и в Запорожье.


01:36 

Не помню художника...

Сказки Княжны


03:41 

Вечный Рерих

Сказки Княжны
Человеческие праотцы



00:06 

Кто такая Баба Яга?

Сказки Княжны
Мара Минина (www.maara.narod.ru) рассказывает, что это "классический пример кощуна, через столетия превратившегося в сказку.
По пути в тридевятое царство, тридесятое государство видит Иван-Царевич (дурак, рыбак, далее по месту) - стоит перед ним избушка на курьих ножках.
Далее следует известный сакральный текст:
- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила, к лесу - задом, ко мне - передом!
Избушка поворачивается, путник заходит внутрь и видит, что "в избушке Баба-Яга, Костяная Нога, лежит из угла в угол, нос в потолок врос".
Оставим пока на совести рассказчика проблему размещения лишнего тела в столь тесном пространстве. Следом в каноническом тексте сказки идет весьма знаковый диалог:
Баба-Яга:
- До сих пор русского духу видом не видано, слыхом не слыхано, а нынче русский дух по свету шляется, сам в нос бросается! Чего тебе надобно, добрый молодец? Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
Иван:
- Ты бы меня, старая карга (бабушка, милашка...) сначала бы накормила, напоила, в баньке попарила, а потом бы и расспрашивала!
После чего хозяйка, как правило, следует законам гостеприимства, а дальше сюжет уже варьируется. Или Баба-Яга искренне помогает путнику, или в последствии мелко либо крупно вредит ему, но отказать в требуемой информации в любом случае не решается.
Если внимательно присмотреться к сюжету этой канонической сказки, можно понять, что речь идет о путешествии в царство мертвых, в Навь. Здесь подробно описаны правила прохода в мир, запретный для живых. На "мир иной" в первую очередь указывает сакральное число "тридевять", три девятки. Три десятки, идущие следом, подчеркивают материальность существования Нави. Впрочем, именно сейчас речь не о магии чисел, это, скорее, иллюстрация.
Итак, что же это за избушка, мимо которой в тридевятое царство не пройти, обязательно нужно с хозяйкой поговорить? Избушка, дом...
ДОМОВИНА. На севере Руси существовал обычай хоронить умерших на перекрестках лесных дорог, устанавливая гроб-домовину , выполненный в виде стилизованного жилища, на высокие еловые пни. Вот откуда "куриные ноги". То, что в своем привычном состоянии избушка стоит передом к лесу - тоже понятно. Умерший (лежащий из угла в угол носом в потолок и при костяной ноге, да и не только ноге) уже не принадлежит миру людей. А лес, особенно северная глухая чащоба - пространство, где человек лишь гость. Кроме того, предок, ушедший в мир Нави, становился охранником путей между мирами. Не зря погосты ставили близ дороги перед въездом в селище - предки охраняли потомков от всевозможной нечисти.
Происхождение дивного имечка Бабы-Яги обсуждалось учеными и дилетантами неоднократно. Мне больше нравится сам ритуал разговора. Баба-Яга достаточно агрессивно встречает путника, зашедшего слишком далеко. "Русский дух", дух жизни, живого человека раздражает охранника царства мертвых. И что делает Иван? Он не просто напоминает правила обращения с гостем. Он просит НАКОРМИТЬ. То есть, имеет место некий пароль - "Я буду есть твою пищу, пищу твоего мира, следовательно, я не враг, а гость". Как уж он там ел - уточнить сложно... В принципе, в лесную домовину при захоронении пищу ставили, так что, возможно, подразумевалось, что запасец у Бабы-Яги имеется.
И вот после такого "вручения вверительных грамот" Иван и получает пропуск в царство Нави. В некоторых сюжетах есть еще схватка Ивана с Бабой-Ягой. Сначала приходится бороться с мертвецом. Но в итоге все сводится к ритуальному угощению, как подтверждению лояльности... Именно в кощунах рассказывалось об устройстве мира, о правилах поведения во всех трех мирах, о том, как между мирами пройти и живым остаться".

18:57 

Авдотья Рязаночка

Всё любимое просто
Образ Авдотьи Рязаночки встречается в исторической песне, сложенной, по-видимому, в середине XIII века и с небольшими изменениями сохраненной севернорусскими сказителями вплоть до XX столетия. Песня начинается картиной татарского нашествия.
Славные старые король Бахмет турецкие
Воевал он на землю Российскую,
Добывал он старые Казаньгород подлесные.
Он-де стоял под городом
Со своей силой-армией
Много поры этой было, времени,
Да и разорил Казань "город подлесные,
Разорил Казань-де-город на пусто.
Он в Казани князей-бояр всех вырубил,
Да и княгинь-боярыней
Тех в живых побрал.
Полонил он народу многи тысячи,
Он повел-де в свою землю турейкую.

Здесь по крайней мере два анахронизма. Первый — «король турецкий» и «земля турецкая», второй — «Казань подлесная». Это поздние замены царя татарского и земли татарской и Рязани. Древняя песня была откликом на нашествие полчищ Батыя и на разорение Рязани в 1237 году. Рязань первой приняла на себя удары нашествия, подверглась страшному разгрому — это событие было описано в книжной «Повести о разорении Рязани Батыем», где наряду с точными летописными подробностями нашли место и на-родные песни. Повесть завершалась рассказом о возрождении Рязани: князь Ингварь Ингоревич «обнови землю Рязанскую, и церкви постави, и монастыри согради, и при-шельцы утеши, и люди собра». В народной песне тот же подвиг совершает простая «молодая женка» Авдотья Рязаночка (кстати, имя «Рязаночка» говорит о местах, где происходили события). Но делает она это совсем подругому. В песне немало сказочно-фантастического, необычайного. Вражеский царь на обратном пути ставит «заставы великие»: реки и озера глубокие, «чистые поля широкие, воров-разбойников» и «темны леса», наполненные «зверями лютыми». Авдотья Рязаночка одна осталась в городе. Она и отправляется в «землю турецкую» — «полону просить». Ей удается почти чудесным образом преодолеть препятствия. Она обращается к Бахмету:

Я осталася в Казани единешенька,
Я пришла, сударь, к тебе сама да изволила,
Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного,
Хошь бы своего-то роду-племени?

Дальнейший диалог «короля» и «молодой женки» развивается в духе старых былин. Узнав о том, как искусно прошла Авдотья «заставы великие», и отдав должное тому, как умело она говорила с ним, Бахмет задает ей трудную задачу: только выполнив ее, она сможет увести с собой полон.

Да умей попросить у короля
полону-де головушки,
Да которой головушки боле век не нажить буде.

«Молодая женка» справляется с этой задачей, проявляя свойства сказочной или былинной «мудрой девы».

Я замуж выйду — да мужа наживу,
Да у мня буде свекор — стану звать батюшкой,
Да ли буде свекровка — стану звать матушкой,
А ведь буду у них снохою слыть;
Да поживу с мужем — да я сынка рожу,
Да воспою, вскормлю — у мня и сын буде,
Да стане меня звати матушкой;
Да я сынка женю да и сноху возьму —
Да буду ли я и свекровой слыть;
Да еще же я поживу с мужем —
Да и себе дочь рожу,
Да воспою, вскормлю — у мня и дочь буде,
Да стане меня звати матушкой.
Да дочку я замуж отдам —
Да и у меня и зять буде,
И буду я тещей слыть...

Таким образом, может быть, по словам Авдотьи, восстановлена вся большая семья — только в обновленном составе.

А не нажить-то мне той буде головушки —
Да милого-то братиа любимого,
И не видать-то мне братиа будет век и по веку.

Вот ключ к решению трудной задачи: всех родственников можно «нажить» — кроме родного брата. Ответ Авдотьи не только ве-рен, но и, оказывается, затрагивает самого Бахмета: он признается, что во время нашествия на Русь погиб его любимый брат.

Ты умела просить у короля полону ли головушки,
Да которой-то не нажить и век буде...
Ты бери-тко народ своей полоненые
Да уведи их в Казань до единого.
Да за твои-ты слова за учливые
Да ты бери себе золотой казны
Да в моей-то земли во турецкие,
Да ли только бери тебе сколько надобно.

Так, благодаря мудрому ответу Авдотья получает право увести на Русь «народ полоненые» в «Казань опустелую». Да она построила Казань-город наново, Да с той поры стала Казань-де славная, Да с той поры стала Казанъ-де богатая, Да и тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось.,. Такова легенда о «молодой женке», совершившей чудо. В истинность происшедшего и в подлинность героини Древняя Русь верила твердо.
www.myfhology.narod.ru

Неизвестно, был ли у Авдотьи реальный прототип или же она - собирательный образ воительниц, воспитанных в Женских Домах знания.

Авдотья Рязаночка. Картина Константина Васильева.

19:08 

Картины Константина Васильева

Всё любимое просто
Именно картины этого художника являются исходниками большинства использующихся в сообществе аватар. Информацию о художнике и его картинах можно найти в сети по адресу vasil.lipetsk.ru

Северный орёл


21:27 

Колодец

Всё любимое просто
Воспринимался как "канал связи с потусторонним миром. Посещение Колодца и набирание воды было окружено многочисленными запретами, которые соотносились с суточным и календарным временем и касались конкретных лиц. Считалось, например, что нельзя пить воду из Колодца в Юрьев день, когда земля «открывается» и выпускает яд (чеш.). Запрещалось ходить по воду женщинам, имеющим месячные, беременным женщинам и роженицам (вост.-слав., зап.-слав.).

Упоминания о «молениях бесом у кладезя», о поклонении Колодцам и о жертвоприношениях возле Колодцев являются общим местом в обличениях язычества начиная с XI в.

В обрядах вызывания дождя у Колодца совершались молебствия, взаимное обливание; из Колодца вычерпывали воду, раскапывали и расчищали заброшенные Колодцы и источники. В Полесье для обеспечения дождей принято было обходить Колодец с иконой и хлебом-солью; колотить палками воду в Колодце, разбрызгивая ее по земле; оплакивать возле Колодца последнего в селе утопленника; бросать в Колодец самосейный мак, семена льна, соль, хлеб, украденные горшки или черепки битых горшков и т.п. В болгарском обряде «Герман» для прекращения засухи «хоронили» фигурку Германа возле реки или у Колодца .

Колодец в поверьях предстает как «чистое» место, находящееся под покровительством Богородицы, св. Пятницы, и в то же время как опасный локус, связанный с нечистой силой, духами болезней, душами умерших. По ю.-слав. поверьям, до восхода солнца на Благовещение в источниках и Колодцах купаются вилы и самодивы, около Колодца обитают духи болезней. У восточных славян живущими в Колодцах духами назывались колодезник, водяной, русалка, жаба и др. По болгарским поверьям, каждый Колодец имеет своего покровителя.

Колодец использовали как канал связи с «тем светом». Болгары на заре склонялись над Колодцем, ожидая, что при восходе солнца на водной глади появятся силуэты умерших родственников. У русских запрет отливать из ведра воду при набирании ее из Колодца мотивировался тем, что «оттуда на нас родители смотрят» (калуж.).

Колодец служил местом символического «кормления» духов предков и нечистой силы с целью обеспечения удачи и здоровья, для увеличения богатства хозяйства, для сохранения чистоты колодезной воды. Повсеместно у славян в Колодец бросали часть рождественской, новогодней, крещенской, пасхальной трапезы. Западные славяне таким образом «кормили» души предков, в чешских селах — угощали водяного.

На Троицу Колодец украшали обрядовой зеленью. У сербов вечнозелеными растениями украшали Колодец на Рождество — ради урожая. Поляки в день св. Агаты и накануне Крещения бросали в Колодец освященную соль и лили «святую» воду — для защиты от нечисти. Повсеместно вода в Колодце и в источниках считалась чудодейственной накануне Рождества, Крещения, Пасхи и других больших праздников: ею умывались, кропили постройки, замешивали на ней обрядовый хлеб.

В свадебных обрядах у славян широко распространен обычай водить к Колодцу новобрачную наутро после брачной ночи. Хождение невесты за водой носило характер испытательного ритуала и символизировало ее приобщение к семье мужа. По белорусскому обычаю, впервые пришедшая к Колодце молодая должна была положить возле него кусок свадебного пирога, сыр и деньги. У болгар около Колодца с молодой снимали свадебное покрывало, трижды обводили вокруг Колодца, после чего она кланялась Колодцу, мазала его маслом, бросала в Колодец зерно, хлеб, деньги.

Возле Колодца и с помощью колодезной воды лечили больных. Водой из нового Колодца мыли детей, чтобы они не плакали (рус.), поили бесплодных женщин (болг.), кропили людей и скот ради защиты от ведьм (чеш.). В воде, принесенной из трех Колодцев, знахарка могла увидеть болезнь или того, кто наслал порчу. При лечении бешенства больного водили к Колодцу: если он видел в Колодце свое отражение, то можно было рассчитывать на выздоровление, в противном случае болезнь считалась неизлечимой (макед.). В Колодец бросали предметы, символизирующие болезнь: горох, которым потерли лишай, коросту, завязанную в тряпочку (пол.); три ячменных зерна, которыми потерли ячмень на глазу (карпат). Чехи, считая, что лихорадки живут в Колодце, заговаривали у Колодца эту болезнь.

Как и другие водные источники, проруби, Колодец часто служил местом девичьих гаданий о будущем. На святках девушки бросали в Колодец первый блин, хлеб, кутью, заглядывали и кричали в Колодец, замыкали Колодец замком (восточные и западные славяне).

Согласно фольклорным мотивам, Колодец служит путем, ведущим в иной мир. В сербских эпических песнях Королевич Марко, по совету вилы заглядывая в Колодец, узнает час своей смерти."
www.pagan.ru

Как колодец, оформлена обложка нового альбома фолк-рок группы "Мельница". А в песне "Невеста Полоза" девушка просит милого не пускать её за водой (читай: к Колодцу), чтобы её не увёл к себе Змеиный Царь.


На фото: колодец в Форт Росс, основанном русскими в 1812г. на территории нынешнего штата Калифорния (Форт Росс оставался русским поселением до 1848г., теперь там музей).


02:13 

Rapier
"Свинья, которая не летает - просто свинья." (с)Порко Россо
Кстати, раз уж пошёл разговор о картинах на славянскую тематику:
http://slavyanic.narod.ru/history/images/slavonic/

Сказки Княжны

главная