В деревнях почитали кукол Семика и Семичиху — их делали к празднику из проросшего семени. Люди ходили с ними по домам, славили хозяев, приговаривая: “Хозяин, хозяйка, Семик и Семичиха желают вам благополучия, достатка, урожая!” “Куклам” нельзя было отказывать — им давали яйца, из которых потом готовили большой омлет.

Кстати, как уходили традиции: после революции по распоряжению Луначарского в деревнях и городах запретили продавать и шить тряпичные куклы. В старину таким куклам не рисовали лиц, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых духов, а, значит, и безопасной для ребенка. У каждой такой игрушки было свое предназначение, свой костюм. Детскую Утешницу, к примеру, давали ребенку, когда тот сильно огорчался. Утешница, наряженная в яркий сарафан, с блестящими сережками и бусами из конфет, помогала отвлечься от грустных мыслей. Тем более что сладкие бусинки можно было есть. Кукла “Помощница” помогала девочкам освоить премудрости варки каши, “показывала”, сколько надо наливать воды в чугунок и сколько сыпать крупы. Эту куклу мамы шили дочкам, когда тем исполнялось семь лет: высота игрушки вместе с головой была равна высоте чугунка для каши, в который надо было насыпать крупы вполовину длины туловища, а воды — ровно до горла куклы. “Помощницу” можно было наряжать в разные костюмы и доверять ей свои секреты.